Лекторий для родителей на тему «Поведение ребенка дома и в детском саду – есть ли разница?»

Даже подготовив ребенка психологически к детскому саду, не каждый малыш будет себя комфортно чувствовать в учреждении, и в частности, в своей группе. И тому всегда есть причины. В данной лекции мы разберем причины проявления особенностей поведения дошкольников и какие пути решения существующих проблем можно использовать.

В каждом детском саду установлены свои нормы и правила поведения, которые приняты во всех дошкольных учреждениях. Жизнь дошкольника подчинена режиму и расписанию занятий и для того, чтобы везде успевать, необходимо четко следовать им. Вот общие из них:

  • Аккуратно одетый ребенок приходит вместе с мамой (папой, бабушкой, дедушкой) и лично передается воспитателю. Желательно, чтобы Вы, уважаемые родители, приводили ребенка в группу до 08:00так ребенку легче включиться в жизнь и режимные моменты группы вместе со всеми детьми, сделать утреннюю гимнастику, пообщаться с друзьями до занятий, поиграть в любимые игры.

Приветствуя воспитателя и других детей, мы прививаем ребенку нормы поведения и уважения к другим. Утром очень важен эмоциональный настрой ребенка, необходимо чтобы он спокойно зашел в группу. Для этого дома (в семье) должен быть создан бесконфликтный климат. Также важно в выходные дни создавать дома такой же режим, как и в дошкольном учреждении.

Нередко дети плачут при расставании с мамой. Прежде чем решать, что делать в таких ситуациях, необходимо узнать у воспитателей, что бывает после ухода родителя. Если после того, как мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму, легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только сложившуюся «традицию» расставания, придумать новые ритуалы. Договоритесь, что ребенок будет махать маме рукой из определенного окна (к нему ведь еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это отвлекает от горестных мыслей).

Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в отсутствие мамы, следят за временем в ожидании возвращения. Если мамы нет рядом, у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми – все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. В этом случае именно мама должна изменить свое внутреннее состояние.

Воспитателю важно знать об эмоциональном настрое ребёнка, о различных изменениях в его поведении или физическом состоянии. Общайтесь со своими детьми! Воспитатель не конкурирует с родительской любовью – невозможно дать столько любви и тепла каждому ребёнку в отдельности из большой массы. И родители должны это осознавать, как и то, что в группе детей предсказать все неожиданные ситуации невозможно.

— Педагоги готовы беседовать с Вами о вашем ребенке утром до 8.00 и вечером после 17.00. в другое время педагог обязан работать с группой детей, и отвлекать его нельзя.

— Ко всем педагогическим работникам детского сада (группы) независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству.

  • В детском саду мы учим детей игровой деятельности. Для этого существуют различные центры активности. Педагог приучает ребёнка к порядку – убирать за собой игрушки на место, бережно относиться к игрушкам и применять их по назначению.

Уважаемые родители, требуйте от своих детей дома того же! Не облегчайте труд своих детей, стимулируйте их определённым правилам порядка, делайте это систематично.

  • Дети должны быть опрятно одеты, аккуратными. Ногти должны быть чистыми, коротко пострижены. Следите за чистотой расчёсок.

В шкафу у ребёнка должна быть необходимая смена белья! Да и в самом шкафу должен быть порядок.

Не стоит воспринимать замечания воспитателя в штыки! Педагог не может принять ребёнка в группу, если у ребёнка насморк (он заразит других детей), коньюктивит или, если накануне у ребёнка была высокая температура. Будьте благоразумны – болезнь не лечится одним днём, а больному ребёнку требуется особое внимание и уход. Также воспитатель не имеет право давать ребёнку какие-либо лекарства вообще!

Спрашивайте и интересуйтесь о самочувствии своих детей в конце дня.

  • Умение вести себя за столом – должно прививаться не только в детском саду, но и дома. Правильно держать ложку, сидеть ровно, не разговаривать во время еды, не играть и не отвлекаться. После принятия пищи ребёнок говорит: «Спасибо», спокойно встаёт изо стола, идёт умываться.
  • У ребёнка необходимо развивать навык самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться и т. п. в этом деле взрослым нужно запастись терпения!

В конце дня ребёнок должен уметь отпроситься у воспитателя!

Детский сад – это второй дом и именно с педагогом-воспитателем ребёнок проводит большую часть времени.

Необходимо, чтобы предъявляемые педагогом к ребёнку требования в группе соответствовали комплексу воспитательных мер, которые родители применяют к своему ребёнку дома.

  • В группе детям не разрешается бить и обижать друг друга, брать без разрешения личные вещи, в том числе и принесенные из дома игрушки других детей; портить и ломать результаты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же, как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.
  • Просим спорные конфликтные ситуации не решать в присутствии детей и других родителей. Если диалог не получается, обратитесь за помощью к заведующей или старшему воспитателю.
  • Напоминаем, что вносить плату за содержание ребенка в детском саду необходимо до 10 числа каждого месяца.
  • Для ребенка существуют следующие правила поведения:
  • Запрещается кидать друг в друга игрушками, мячами, кубиками и другими предметами. Нельзя толкаться и по возможности избегать конфликтных ситуаций. Если это все же произошло, то решающую роль в данном случае играет воспитатель. Он обязан успокоить детей и исчерпать конфликт.
  • Нельзя приносить с собой в детский сад различные опасные предметы, которые могут уколоть или привести к порезам. Желательно не брать из дома свои игрушки. Под запретом также конфеты, печенье и лекарства.
  • Настольные игры предусматривают только определенную зону. Нельзя забирать мелкие детали и прочие предметы из коробки от игры. Перед уходом все детали должны быть сложены на место.
  • Играть по правилам. Нельзя мешать другим участникам. Не следует залезать под стол и вставать на стулья ногами.
  • Использовать ножницы можно только после того, как это разрешит воспитатель.
  • Запрещается самостоятельно подходить к телевизору и включать его.
  • Нельзя заходить без спроса в моечную комнату.

Правила поведения в туалетной зоне и спальне

Поведение ребенка в туалетной и моечной зоне должно отвечать следующим правилам:

  • Заходить в туалет или подходить к раковинам разрешается только по 6 человек.
  • Необходимо мыть руки с использованием мыла, затем вытирать их насухо полотенцем. Унитаз нужно обязательно смывать после каждого использования и применять туалетную бумагу, после чего обязательно помыть руки.
  • Нельзя нарушать правила поведения в туалете: брызгать водой из-под крана, бросать посторонние предметы в унитаз, забираться на батареи.
  • Необходимо полоскать рот после приема пищи, используя специальную воду, приготовленную воспитателем в стаканчике. При этом не рекомендуется применять воду из-под крана и тем более глотать ее.

Правила поведения в спальне:

  • Перед отходом ко сну желательно почистить зубы или прополоскать их водой из специальной емкости. Обязательно посетить туалет. Нельзя играть в постели никакими посторонними предметами.
  • Одежду нужно аккуратно располагать на стульях, которые должны стоять в положенном месте. Не следует бросаться подушками и другими постельными принадлежностями.
  • Нельзя бежать в спальную комнату. Следует передвигаться спокойно, не обгоняя впереди идущего. Запрещается ставить подножки, толкать или тянуть за одежду.
  • Во время открывания и закрывания двери следует соблюдать осторожность и не подставлять пальцы.
  • Если случайно произошла травма, необходимо обязательно сообщить об этом воспитателю.
  • При отходе ко сну рекомендуется снимать очки, если ребенок их носит постоянно.

При проведении музыкальных занятий вместе с детьми должен находиться воспитатель, который осуществляет контроль над безопасным поведением. Уходить и приходить самостоятельно запрещается. Ни в коем случае нельзя играть музыкальными инструментами и нарушать ход занятий. Не рекомендуется отвлекать других детей и вставать со стула.

Не следует трогать пианино, играть на нем и открывать крышку. Время занятий запрещается раскачиваться на стуле и издавать громкие звуки, не предусмотренные программой. Во время танцев нельзя дергать соседа или партнера за одежду, стараться не наступать на ноги и не толкаться.

Зачастую, плохое поведение маленького ребенка — это определенные поступки, которые не являются нормой для их родителей или воспитателей. Такие поступки вызывают у взрослых негодование, а порой и раздражение. Это значит, что оценка поведения довольно субъективна и не во всех случаях соответствует действительности. Это говорит о том, что если от воспитателей родителям поступают какие-либо жалобы на плохое поведение малыша, то всегда нужно разбираться в происходящем. Для этого к разговору необходимо подключить второго воспитателя и няню.

Проявление плохого поведения ребенка в детском саду:

  • Обманывает и отнимает у детей игрушки и личные вещи;
  • Нарушает режим;
  • Проявляет агрессию в отношении воспитателей и сверстников;
  • Причиняет боль себе или другим детям;
  • Портит имущество учреждения;
  • Часто плачет и кричит.

Причины плохого поведения:

Прежде чем начинать корректировать поведение ребенка, нужно понять причины. Для начала необходимо выяснить в какое именно время ребенок становится агрессивным. Зачастую это приблизительно одно и то же время.

Например, если малыш плохо себя ведет утром, то скорее всего, он просто не выспался.

Если плохое поведение наблюдается среди дня, например, во время занятий, значит у ребенка не хватает усидчивости или эти занятия ему абсолютно не интересны.

Если во время игры ребенок начинает плохо себя вести, то скорее всего, малыш не ладит со сверстниками.

Конечно, бывают случаи, когда причиной некорректного поведения ребенка может быть обыкновенное стеснение сходить в туалет, боязнь находится в учреждении без родителей или ревность к воспитателю, который уделяет время не только ему, но и другим детям (даже такое бывает).

Но эти причины скорее исключение. Главная причина нехорошего поведения ребенка — ошибки родителей в воспитании детей: чрезмерная строгость или, наоборот, вседозволенность.

Плохое поведение наблюдается и у детей, родители которых регулярно ругаются или прикладываются к спиртному.

Всегда причину плохого поведения ребенка нужно искать совместно с воспитателями, после чего пробовать различные подходы и методики. Если ничего не меняется, значит необходимо обратиться к психологу детского сада.

Способы исправления плохого поведения:

Борьба с плохим поведением ребенка начинается, прежде всего, с выявления причин. Родителям необходимо пересмотреть свои методы воспитания, которые были для них приемлемы раннее.

Проступки ребенка должны обсуждаться в семейном кругу. Неправильно, если это будет монолог одного родителя — это должен быть диалог обоих родителей с ребенком.

Повышать голос на малыша не нужно. Просто при каждом проступке спокойно ведите с ним диалог и расспрашивайте о том, зачем он так поступил, почему он посчитал это правильным и т.д. После того, как малыш ответит на все ваши вопросы, внушайте ему, что он поступает нехорошо, неправильно и обязательно объясняйте почему.

Цель родителей состоит в том, чтобы выработать в ребенке правильное, адекватное поведение. Этого постепенно можно добиться, читая добрые поучающие сказки, стихотворения, рассказы и играя в игры, в которых нужно создать воспитательную ситуацию.

За каждый проступок малыш должен понести наказание, но не методом ругани и криков. После проступка спокойным голосом объясните ребенку какое именно наказание его ждет — постоит ли он в углу или временно будет лишен каких-то благ — это уже на усмотрение родителей. При этом обязательно нужно сказать малышу о том, что вы его очень любите, но так как ведет он себя плохо, то приходится наказывать.

Самый действенный способ борьбы с нехорошим поведением — это забота, любовь и ласка. Главное понимать, что вседозволенность — это не проявление заботы и любви, а скорее наоборот.

Что касается исправления плохого поведения в детском саду, то воспитатели никаких физических мер воздействия не имеют права применять в отношении малыша, даже стояние в углу.

Физические меры по-большому счету и родители не должны оказывать. Здесь решаться вопрос должен только на уровне беседы. Хоть и чисто символические, но наказания в детском саду тоже должны присутствовать — посадить на стульчик в то время, когда другие дети играют в игрушки или бегают. Но затягивать с таким наказанием тоже нельзя. Необходимо данное наказание ограничить пятью минутами.

Приходя из детского сада, малыш может жаловаться на то, что сверстники дерутся, обзываются, отнимают игрушки, кусаются, щипаются или не принимают в свою игру. Поговорить об этом, естественно, необходимо с воспитателем. Но родители должны знать, что конфликты среди малышей просто неизбежны, ведь детский сад — это для них первый опыт общения с большим количеством детей.

Если не произошло чего-то более серьезного, то разобраться в отношениях между собой дети должны сами.

Как разрешить и избежать конфликты в детском саду. Советы психолога

Плохое поведение и конфликты между детьми в дошкольном учреждении — достаточно важный момент социализации ребенка в обществе. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить малыша правильному поведению в детском саду даже при конфликтных ситуациях. Только в случае более накаленной ситуации взрослым следует вмешиваться в отношения детей.

Бывают случаи, когда в группе у ребенка появляется какой-то один постоянный враг. В этом случае стоит родителям и воспитателям (сообща) найти пути их примирения.

Если попытки сдружить детей терпят фиаско, значит малышей просто нужно держать на расстоянии друг от друга. Хотя не редко, дети, враждующие в детском саду, в будущем сплочаются.

Научить ребенка хорошо себя вести и избегать всяческих конфликтов в детском саду помогут различные ролевые игры.

Проигрывая со своим малышом конфликтные ситуации, нужно дать ему возможность сначала сыграть роль одного героя, а затем другого. Пусть герои обсудят между собой какую-либо ссору или разрешат спор.

Такими играми вы научите ребенка контролировать свои эмоции.

Воспитывайте ребенка в заботе и любви, а главное больше с ним разговаривайте. И помните, что только спокойный и конструктивный диалог сможет предупредить плохое поведение малыша и различные конфликтные ситуации.

Особенности конфликтов между детьми разного возраста.

Конфликты между детьми 2-3 лет

Основная причина конфликтов между малышами возраста 2-3 года — это недостаточность навыков общения с большим количеством детей. И тут в свои права вступает главный аргумент ребенка — физическая сила (дети щипаются, кричат, плюются, толкаются и кусаются).

Причины конфликта разнообразные — не поделили игрушки, карандаши или стульчик. Здесь главной задачей воспитателя и родителей является повышать культуру общения детей.

Конфликты между детьми 4-5 лет

В 4-5 лет дети более эмоциональны, поэтому для них важна именно эмоциональная связь в общих играх. Здесь конфликты могут возникать именно из-за отсутствия этой связи. Например, ребенок хочет быть в игре лидером. Какие-то дети из группы в свою игру его не принимают, но ребенок запросто соберет других детей для игры, в которой хочет быть лидером.

Родителям и воспитателю в такие конфликты лучше не вмешиваться. Каждый ребенок должен научиться самостоятельно отстаивать свою точку зрения.

Конфликты между детьми 5-6 лет

Конфликты в 5-6 лет зачастую переходят на оскорбления друг друга. Пытаясь самостоятельно разрешить какой-то конфликт, ребенок может пригрозить тем, что пожалуется родителям или воспитателю.

Педагог-психолог

кандидат психологических наук

Светлана Ивановна Богдан